Время работы контакт-центра ежедневно с 7:00 до 22:00.

Страхи у детей: как помочь ребенку с ними справиться

Страхи у детей: как помочь ребенку с ними справиться

Дети так же, как и взрослые, испытывают тревогу за свое будущее. Детский стресс возникает как защитная реакция на смену привычному образу жизни, на какие-то значительные перемены. Главная задача родителей – помочь ребёнку приспособиться к изменившимся обстоятельствам, так как саму ситуацию изменить нельзя.

Как понять, что ребёнок переживает стресс?
Необходимо внимательно следить за изменениями в его поведении. О проблеме могут сигнализировать появившиеся или участившиеся вспышки агрессии, повышенная утомляемость, часто ухудшающееся настроение, ребенок много капризничает или самостоятельный, активный ребёнок вдруг становится пассивным и даже в мелочах просит о помощи. В стрессе обычно спокойные дети начинают суетиться и постоянно болтать. Кроме этого, у детей возможны и такие физиологические проявления стресса, как нарушение аппетита, беспокойный сон, боли в животе и головные боли.
Наиболее частым проявлением стресса у детей являются различные страхи. Страхи – это часть нормального развития ребенка, проявление адаптации к окружающему миру. И если страх оказывает незначительное влияние на повседневную жизнь ребенка или длится всего несколько недель, то  и беспокоиться не стоит.. Но, так как дети и окружающая их среда непрерывно меняются, то и страхи, нормальные для одного возраста, могут стать препятствием развития навыков социального взаимодействия в ином возрасте.
Для страхов детей дошкольного возраста характерны: простое конкретное содержание, приступообразный характер страхов, сочетание с яркими, визуальными, пугающими образами (мультяшные образы, чудовища, приведения и т.п.). Наиболее частым страхом является боязнь темноты (никтофобия). Такие дети боятся спать в темной комнате и стремятся оставаться в родительской постели. Часто они боятся идти вечером в темное помещение и не выходят ночью в коридор или в туалет. В младшем школьном возрасте часто отмечается страх одиночества (изолофобия).
Кроме внешних психотравмирующих факторов в происхождении страхов у детей играют роль и другие обстоятельства:
– особенности темперамента ребенка,
– родительская тревожность,
– стиль воспитания (например, гиперопека или «ежовые рукавицы»).
Страхи часто сочетаются с появлением у детей тиков, головных болей, недержанием мочи и кала.

Как помочь ребенку?
Прежде всего, нужно спросить ребёнка о том, что его беспокоит. Если мы говорим о ребенке школьного возраста, то можно назвать те чувства, которые, наверное, он испытывает («я понимаю, что ты боишься…» и т.п.). Маленькому ребёнку можно предложить рассказать о том, какое настроение у его любимой игрушки, почему оно такое и что его испортило. Как правило, дети переносят на игрушку свои переживания. При этом, в разговоре следует избегать осуждения и категоричных оценок. Тем самым родители дают понять, что готовы говорить о проблемах ребёнка, видят его переживания и им не всё равно. Не надо обесценивать переживания ребёнка, говорить, что «это чепуха, не стоит внимания». После обсуждения ситуации, желательно перевести разговор на приятную или нейтральную тему.
Когда мы говорим о тревоге у ребенка, в первую очередь, нужно понять эмоциональное состояние его родителей и помочь им. («Если ребёнок нервный, прежде всего надо лечить его родителей» Агния Барто).
Для того, чтобы уменьшить страхи у детей, необходимо повышать их самооценку. Для этого, как можно чаще надо хвалить ребенка, особенно в присутствии других детей и взрослых.
При коррекции тревоги у детей очень эффективна арт-терапия, особенно в тех случаях, когда ребенок не может ясно и четко выражать свои мысли словами. В процессе рисования ребенок имеет возможность «выплеснуть» свою тревогу на бумаге. Сам факт изображения страхов действует как лечебный фактор.
Школьники могут сделать рисунки на темы: “моя мечта”, “волшебная палочка”, “я боюсь”, “страшный сон”. Дети переносят на бумагу своё беспокойство, напряжение, и таким образом происходит отреагирование внутренних конфликтов. С этой целью можно также использовать лепку пластилином. Следует дать задание вылепить образ страха, проблемы. В конце упражнения надо скатать страх в шарик.
Для уменьшения страхов у детей можно использовать расслабляющие методики.
Например, ребенок с закрытыми глазами представляет себе теплый летний день. Он видит над собой ярко-голубое небо, чувствует легкий ветерок, мягкие лучи солнца помогают расслабить мышцы не только лица, но и всего тела.
Ребенку школьного возраста надо предложить закрыть глаза и представить себя в тихом, спокойном, безопасном месте (доме, пещере). При этом можно подробно расспросить об этом месте (цвета, запахи т.п.).
Для освобождения от негативных эмоций дети могут покричать. Ребёнок принимает удобную позу и представляет, как страхи выходят из него во время крика. Когда так не хватает физической активности, родители и дети вместе могут выполнить следующее упражнение: двумя руками уткнитесь в стену комнаты и течение 10 секунд изо всех сил толкайте ее. Повторите упражнение 3 раза. Чередование напряжения и расслабления мышц, также позволит уменьшить тревогу.
Необходимо помнить о том, что лучше всего тревогу уменьшают тактильные контакты (и у взрослых, тоже). Поэтому старайтесь больше целовать, обнимать ваших детей. Как простой и весёлый способ выплеснуть негативную энергию можно использовать бой подушками.
Если страхи у ребенка будут носить продолжительный характер, обратитесь к врачу- психотерапевту.
Елена Владимировна Тарасевич,
психотерапевт высшей квалификационной категории,
доцент, кандидат медицинских наук МЦ «ЛОДЭ».


Необходимость заключения договора:
Нет
Необходимость паспорта:
Нет
Категория: