111

Единый телефон

Минск | Брест | Гродно

velcom

МТС

life:)

Главная страница Написать письмо
Карта сайта
  • Как похудеть всей семье
  • Сделать прививку от гриппа
  • МРТ в центре ЛОДЭ - круглосуточно!

Не так давно на страницах нашего издания затрагивалась тема детской психологии. О главном принципе воспитания — ребенка нужно любить — читатель уже наслышан. Руководствуется ли он им, к сожалению, мы проверить не в силах. Однако продолжить беседу о проблемах воспитания детей можем и считаем полезным.
Чувствовать, понимать своего малыша родителям необходимо во все периоды его жизни. В кризисные — тем более. Если кто-то полагает, что самый сложный период — подростковый, то он глубоко заблуждается. Углубляясь в психологию, можно отметить особенные кризисные стадии развития человека. Американский психолог, один из основателей эго-психологии Эрик Эриксон доказал, что в том числе кризисным периодом считается и возраст 3-4 лет. Именно в эти годы малыш начинает осознавать свое «я», отделяет себя от мамы. В 3 года в маленьком человеке пробуждается индивид («автономия становится в противовес зависимости»). И если этого не учесть, то можно сильно навредить формирующейся личности, закрепить ненужные психологические реакции, что, несомненно, аукнется во взрослой жизни… Так как же понять своего ребенка? Каким образом пережить кризисный период 3-4 лет? Как правильно воспитывать малыша? — на эти вопросы постарается ответить психолог Медицинского центра «ЛОДЭ» Вита Кибалко.

— Ко мне часто обращаются родители детей 3-4 лет. Они просят помочь разобраться, в чем причина неадекватного поведения их любимцев. Дети начинают капризничать, некоторые ни с того ни с сего могут упасть на пол и закричать, другие — начать агрессивно себя вести и скандалить в людных местах, третьи — отрицать предложения взрослых или плакать, казалось бы, без всякого повода. Ребенка порой может вывести из себя даже мелочь: мама поставила на стол тарелку не того цвета или что-то сказала не так, как обычно. — Сразу в слезы! «Как объяснить подобное поведение?», — спрашивают меня озадаченные родители. И здесь приходится напоминать, что ребенок — это не взрослый, а его поведение не может поддаваться логическим объяснениям.
Теперь подробнее. У детей особый тип мышления. Сначала он предметно-манипулятивный (ребенок начинает знакомиться с предметами и передвигать их), позже — наглядно-действенный (он видит и узнает предметы, может управлять ими), только потом формируется наглядно-образный тип мышления — ребенку проще понимать то, что он видит (картинку, какое-то действие). И этот тип мышления формируется в возрасте 3-х лет. Вместе с тем начинается осознание своего «я». Однако даже здесь следует помнить, что до сих пор малыш не способен мыслить логически и не может понять тех элементарных вещей, которые понимают взрослые — по этой причине часто дети не слушают своих родителей. Они не осознают зачем, для чего и почему нужно делать именно так, как хотят взрослые. И чтобы что-то объяснить ребенку, это нужно делать вкрадчиво, мягко и систематически. Например, если вы хотите научить ребенка собирать свои игрушки, не ругайте его и не говорите: «Бестолочь, сколько можно разбрасывать свои машинки по квартире!». (От этого малыш только начнет комплектовать или злиться, капризничать, не слушаться). Вы просто каждый день собирайте игрушки вместе с ним — и ваше чадо это запомнит, будет считать, что в порядке вещей — убрать за собой комнату. Взрослым следует запомнить: учить ребенка чему-то хорошему можно только хорошим способом, а не путем упреков. В противном случае, ребенок вырастет с комплексом неполноценности или станет очень упрямым, а после будет еще долго бороться со своими внутренними психологическими проблемами — а все из-за того, что вы когда-то что-то не так сказали в возрасте трех лет! Кроме того, любую информацию малыш воспринимает не сразу. Он долго обрабатывает ее в своем мозге и только потом делает свой собственный вывод.
Важен момент согласованного воспитания ребенка. Например, родители с разными темпераментами должны договориться между собой, как именно они будут воспитывать своего ребенка. Если малыш будет от мамы слышать одно, а от папы — совсем другое, он запутается, не будет знать, что ему делать. Требования обеих сторон должны быть одинаковы. Еще один момент: желательно соблюдать режим дня! Дети чувствительны к переменам и нуждаются в постоянстве для душевного комфорта. Во время уложить спать (прежде, уяснив, сколько лучше всего спать вашему ребенку — 6,5, 7 или 8 часов — у всех разные биологические потребности), если повели в садик — значит, делать это постоянно, а не давать понять, что садик — это запасной случай. Ведь ребенок может начать манипулировать родителями, осознав, что в садик можно и не идти, сославшись на то, что мама или папа его не любит.
Если родители будут прислушиваться к своим детям, бережно к ним относиться, не позволять себе раздражаться по поводу их поведения, не прибегать к жестким методам воспитания (бить детей — это последнее дело), то все проблемы будут решаться наилучшим способом. Однако, как видите, требований к мамам и папам слишком много — а выполнять их — настоящее мастерство.
Анна ШАГОЙКА

СвернутьКарта сайта