111

Единый телефон

Минск | Брест | Гродно

velcom

МТС

life:)

Главная страница Написать письмо
Карта сайта
  • Как похудеть всей семье
  • Сделать прививку от гриппа
  • МРТ в центре ЛОДЭ - круглосуточно!
При упоминании о логопеде почему-то сразу в памяти всплывает момент из фильма «По семейным обстоятельствам» — к маленькой девочке пришел врач, который, как выяснилось позже, сам не мог выговорить и половины алфавита. Видимо, так сильно повлияло на его звукопроизношение общение с маленькими детьми… В жизни, естественно, с детьми занимаются специалисты высшего класса — мало того, что логопеды идеально произносят все звуки, они помогают малышу избавиться от разнообразных проблем. Однако работа логопеда заключается не только в тренинге произношения, но и в исследовании процесса формирования речи, а также выяснении предпосылок разнообразных дефектов.
Как же следует общаться с ребенком? В каких случаях необходимо прибегать к помощи логопеда? Что можно посоветовать всем родителям? На эти вопросы ответит учитель-логопед Республиканского центра патологий слуха, голоса и речи, логопед медицинского центра ЛОДЭ Тамара Путреша.

С ребенком нужно разговаривать с того момента, как вы принесли его из роддома. Неправильно думать, что говорить с тем, кто не может вам ответить, бесполезно. Малыш быстро начинает понимать интонации мамы и папы, реагирует на те или иные словосочетания, а позже, уже от годика жизни, накапливает пассивный словарь. И он крайне полезен в тот момент, когда ваше чадо начинает разговаривать.
Речь — это сложная психическая функция. Она формируется достаточно долго и поэтапно: гуление у ребенка появляется в 1,5 месяца, ранний лепет — в 5-6 месяцев, поздний — в 8-10. В норме первые слова малыш произносит уже в годовалом возрасте, фразовая речь («Мама, дай попить») формируется к двум годам жизни… К 5-6 годам речь должна быть сформирована, следовательно, ребонок в этом возрасте готов идти в школу.
С какими проблемами чаще всего приходят к логопеду? Если речь ребенка развивается с запаздыванием на полгода — это темповая задержка. Ее не принято считать серьезной проблемой. А вот если ребенок начинает говорить первые слова только к трем годам, то можно говорить о патологии. Причины сему могут быть разные: от явных — нарушения слуха и интеллектуального развития до психических. Также причиной может стать недостаток в развитии речевых центров головного мозга, нарушение артикуляционной моторики. У некоторых детей нет речевой активности, снижена мотивация речи. К сожалению, многие детки просто не желают общаться — им это не интересно (и количество подобных примеров увеличивается). В подобных случаях обязательно необходимо обращаться к специалисту!
Приходить к логопеду следует, если у малыша в возрасте 2,5 лет не наблюдается речевой активности. Как правило, логопедические занятия сопровождаются медикаментозным лечением. Но бывает, что ребенок хоть и начинает поздно говорить, но достаточно легко поддается обучению. В таких случаях можно заниматься с ним самостоятельно.
Дети, речь которых к школе сформировалась не должным образом, имеют трудности в учебе. Учителя зачастую думают, что если ребенок отстает от остальных, то он явно мало читает дома или не учит правила, или с ним не занимаются. Это не всегда так — проблему нужно искать глубже: нарушения чтения и письма — это еще и следствие неправильного (заторможенного) речевого развития в дошкольном возрасте.
Отдельно затрону тему нарушения звукопроизношения. Бытует мнение, что до пяти лет не следует даже обращаться к логопеду — произношение сформируется правильно само по себе. К сожалению, это ошибка. Если ребенок искаженно произносит шипящие, свистящие звуки или не выговаривает звук «р» — то нельзя полагать, что со временем эти дефекты исправятся сами по себе. Чем раньше обратиться к логопеду, тем легче будет исправить ситуацию. К логопеду не рано приводить малыша в три-четыре года. Специалист пожжет оценить звукопроизношение вашего ребенка, дать советы, порекомендует комплекс полезных упражнений, что, несомненно, приведет к успеху.
Я посоветую всем родителям больше заниматься своими детьми, но при этом не перегружать их информацией. Читайте сказки выразительно, малыми «порциями» и ни в коем случае не заменяйте чтение на просмотр телевизора — это абсолютно разные вещи. Учите коротенькие стихотворения с ребенком — это развивает слухоречевую память. Просите пересказывать то, что прочитали, просите рассказать о том, что он делал в садике, что видел на улице. Постоянно общайтесь с ребенком. Он, как губка, впитает все необходимое, и его речь постепенно сформируется.
Анна ШАГОЙКА
СвернутьКарта сайта